ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина

Государственное учреждение культуры Ростовской области «Гуковский музей шахтерского труда имени Л. И. Микулина» в г. Гуково

Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина

Государственное учреждение культуры Ростовской области «Гуковский музей шахтерского труда имени Л. И. Микулина» в г. Гуково

МЕНЮ
Главная » Научная работа » Шахтная эстетизация

Шахтная эстетизация

26 Апр 2022 Научная работа 582

ШАХТНАЯ ЭСТЕТИЗАЦИЯ КАК ЧАСТЬ УНИКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Доклад научного сотрудника музея А.Н. Колтуновой на научно-практической конференции в Ростовском областном музее краеведения 25.04.2022 г. Предприятия  угольной промышленности в значительной мере  определяют облик целых городов и районов, формируют уникальную культуру территорий. Поверхность угольной шахты представляет собой сложную систему зданий и сооружений, связанных общим технологическим процессом добычи и переработки угля. Сооружения поверхности шахт можно разделить на 3 группы.

  1. Для перемещения полезных ископаемых.
  2. Вспомогательные сооружения, обеспечивающие бесперебойный производственный процесс.
  3. Обслуживающие рабочих, которые должны располагаться с таким расчетом, чтобы рабочие, пройдя все службы по кратчайшему пути, попадали в шахту [1, с. 80].

Наибольшие изменения комплекса поверхности шахты претерпели во второй четверти ХХ века. Это связано с развитием горной, горнотранспортной техники и строительного дела. В основном до 1930-х гг. поверхность шахт отличалась значительным числом небольших, малой этажности, деревянных производственных, вспомогательных, складских и административно-бытовых зданий, разбросанных на большой территории. Практически отсутствовали обогатительные и дробильно-сортировочные сооружения. Транспортирование угля осуществлялось в вагонетках вручную или при помощи лебёдок; погрузка в железнодорожные вагоны – при помощи тачек и носилок.

 В 30-е гг. ХХ века начинается компоновка технологического комплекса поверхности шахты. Основные здания и сооружения возводятся из камня, металла, железобетона. Механизация коснулась всех технологических процессов на поверхности. В этот период начинается работа по объединению отдельных зданий и сооружений в общие блоки. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. создаются индивидуальные проекты поверхности шахт с секционным и блочным принципом компоновки. К середине ХХ века разрабатываются типовые проекты. Спустя десятилетие  осуществляется унификация объёмно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений технологического комплекса.

Вопрос организации наземных объектов  шахты и пришахтных территорий, включает  эстетизацию  производственной среды, которая оказалась особенно востребована с  1960-х гг., когда были решены основные вопросы механизации и безопасности труда, и активно внедрялась в 1970-1980 гг., – в  период расцвета угледобычи и  популярности шахтерской профессии.

1960-е годы характеризуются значительным наращиванием объёма добычи угля в Ростовской  области за счёт строительства новых шахт, реконструкций действующих предприятий. Продолжает внедряться новая техника, совершенствоваться организация производства.  В это время в Гуково была построена шахта нового типа – шахта «Гуковская». Стройка шахты была объявлена ударной комсомольской, с привлечением  строителей из Болгарии [2, с. 215]. 

И чем больше вводилось в эксплуатацию шахт, тем больше появлялось в окрестностях терриконов – отвалов, искусственной насыпи из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля. Приблизительно одна треть слоёв угля имеет толщину, пригодную для его промышленной добычи, остальные идут в отвал.  И тогда рядом с шахтами возникают эти рукотворные горы, похожие на египетские пирамиды. Это тоже некая визитная карточка шахтерских территорий.

Уже в  1964 г.  на копре шахты «Гуковская» загорелась красная звезда по подобию кремлевской. Если звезда горит, значит, предприятие выполняет план.  Вождь, серп и молот, красные звезды украшали практически все копры шахт.

Впервые в Советском Союзе в ноябре 1930 года  было организовано трудовое соревнование среди шахт, победители зажгли рубиновую звезду на копре своей в январе 1931 года. В данное соревнование включились все горняки Донбасса и других угольных регионов страны. Коллективы, которые выполняли плановые задания, зажигали на своих копрах звезды, как символ доблести, героики и престижности шахтерского труда.

Именно тогда советская идеология презентовала образ рабочего, в частности шахтера, как модель героя индустриального типа. Тогда же  шахтерский труд приобретает элитный статус.  И к середине ХХ века визуализируется образ шахтера-героя, наблюдается мемориализация шахтерского труда в городской среде, что отражает общественное понимание актуальности угледобычи. Уважение к шахтерскому труду сформировалось и в качестве элемента региональной идентичности. К 1960-м гг. изменился и  подход к оформлению шахт. Появляются элементы организованности, благоустроенности, территория шахты по оформлению приблизилась к заводу и фабрике, что является своего рода достижением и положительно повлияло на организацию и производительность труда.

Сооружения, непосредственно не связанные с производственным процессом, группируются на территории шахтного двора, образуя фасадные стороны предприятия, и обращены они к рабочему поселку. Таким образом, компоновка зданий, их размещение влияют на эстетические  архитектурно-композиционные качества всей застройки [1, с. 86]. На фотографиях территории возле административно-бытовых зданий гуковских шахт, которые были благоустроены и озеленены. На территории промплощадок предусмотрены зоны кратковременного активного и пассивного отдыха.

Благоустройство территорий наземной части является одним из завершающих этапов работы над совершенствованием художественного облика предприятия. Применение элементов благоустройства и озеленения позволяло достичь художественной завершенности поверхности шахты.  Все детали имели идейно-воспитательное значение. Также озеленение имеет санитарно-гигиеническое и художественно-декоративное  значение. Деревья и кустарники защищают промышленную площадку от ветра  и предохраняют жилые массивы от угольной  пыли [1, с. 87].  И конечно озеленение может и должно быть  эстетично,  как  кустарники шахты имени  50-летия Октября.

Уровень культуры предприятия определяется многочисленными показателями, среди которых, наряду с рациональной организацией и технической оснащенностью производства, важное значение приобрела внешняя и внутренняя эстетизация [1, с. 3]. В собрании музея хранятся и поступают – чеканки, панно, картины, витражи, украшавшие помещения комплекса производственно-бытового обслуживания на предприятии – это залы собраний и кабинеты политического  просвещения. Один  из первых  тематических экспонатов музея – барельеф. Накануне фашистской оккупации советские люди, скрывали, сохраняли скульптуры, портреты В.И. Ленина. Подобная история произошла в Гуково.

В послевоенные годы шла напряженная работа по восстановлению разрушенного хозяйства, в первую очередь угольных предприятий.  Через несколько лет добрались до второстепенных забот. Одной из них был снос старого складского помещения поселка шахты «Антрацит». Разбирая его, рабочие обнаружили надежно укрытый чугунный диск. Он так заржавел, что назначение его сразу было трудно определить. После очистки стало ясно, что это барельеф В.И. Ленина. По инициативе ветерана труда Г.Я. Гавриленко его отвезли в музей и привели в порядок.

С помощью старожилов удалось установить, что этот барельеф до войны находился в здании треста «Гуковуголь» в помещении красного уголка. Перед оккупацией его спрятали. А отлит он был  к 20-й годовщине Октября на Каслинском машиностроительном заводе. (Скульптор К.А. Клодт. Формовщики, чеканщики: И.Мочалин, К.Чиркин, М.Малов, И.Кочергин, П.Малышкин, М.Глухов, Д.Широков, Д.Яскин, М.Яскина и С.Гилев). В прошлом году фонды музея пополнила копия фрагмента картины «Закладка Петербурга»  Серова В.А. и Корчагина Н.М., которая с 1994 года украшала  административное  здание, уже закрытой, шахты «Гуковская».  Сейчас картина представлена в экспозиции «Дорога к углю», отражающей историю угледобычи.

На сегодняшний день на территории Гуково действует одна шахта, и даже на копре, как когда-то,  горит красная звезда. А стволы и подъемники закрытых шахт демонтируют, что, безусловно, меняет облик города. Ушли в историю мозаичные остановки с трудовыми героическими сюжетами, а на смену им установлены  современные, где гуковчане и гости города могут увидеть, как выглядели улицы города 50 лет назад. Два остановочных павильона представляют залы музея шахтерского труда – «Проходческий забой» и картину с изображением шахт «Гуковугля».  А красуются они на фоне торцов домов, с кирпичной кладкой, представляющей темы соцреализма: взлетающую ракету, шахтера, лозунги «Миру-мир», «Слава труду» и традиционный болгарский орнамент. Таким образом, новые остановочные павильоны можно считать продолжением трудовых архитектурных традиций.

Существующая на данном этапе шахтная эстетизация в пространстве современной шахтерской территории воспринимается по-прежнему как определяющая ее лицо.

Литература

 Вышинская, Т. Н. Техническая эстетика поверхностного комплекса угольных шахт и углеобогатительных фабрик / Т. Н. Вышинская, В. А. Духан, С. И. Багмут. – Москва: Недра, 1972. – 92, Дорога к углю.- Ростов-н/Д.: Малыш,1999.-301 с.

Онлайн касса

Режим работы

Музей работает ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00

Касса открыта с 10:00 до 17:30 Понедельник – выходной

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Оценка качества услуг для сайта

Статистика

  • 108
  • 884
  • 6 751
  • 77 347
  • 52 823

Популярные материалы

© 2024. Гуковский музей шахтерского труда имени Л.И. Микулина. Все права защищены
`